Правоверен ли Михаил Веллер?

С начала времён жили тысячи правоверных, особенно среди касты браминов, исповедующих рукотворное Богосаможертвоприношение как высшую цель и высший смысл человечества. Почитал сейчас трактат Михаила Иосифовича Веллера (родился 1948-05-20 СССР, Украинская ССР, город Каменец-Подольский), написанный в 2001 г. — Кассандра: Книга о мире, в котором ты живешь, и об его конце, — и о тебе, в котором живет этот мир, и о твоем бессмертии (Санкт-Петербург: Издательство «Фолио», 2002. — 398, [2] с.). Книга эта правоверная по своей направленности, и автора тоже можно назвать правоверным по намерениям. Приветствую! Однако не преувеличиваю плюсов данного текста, поскольку основной его космологический посыл о предназначении человека во Вселенной излагался примерно в той же аргументации ранее одним из моих наставников философом-фронтовиком Эвальдом Васильевичем Ильенковым в трактате Космология духа: Попытка установить в общих чертах объективную роль мыслящей материи в системе мирового взаимодействия (Философско-поэтическая фантасмагория, опирающаяся на принципы диалектического материализма) (1953?).

В разделе «В связи с энерговитализмом» в подглавке «Тейяр де Шарден» отмечается, что ««Точка Омега» и есть на самом деле точка «слияния-гибели-и-рождения» нынешней Вселенной и Новой. Поистине, таланту свойственна великая интуиция« (с. 389). И афористично в разделе »Космологическая составляющая« в заключительном тезисе — »30. Сколько человечеств во Вселенной? кто знает это сегодня. Но суть одна — мы переструктурируем бытие и преобразуем энергию, и принципиально мы в этом чемпионы. Человек — как могильщик и повитуха Вселенной« (с. 30).

В русской Википедии в статье »Веллер Михаил« в разделе «Философские взгляды. Энергоэволюционизм» написано:

Философские взгляды Михаила Веллера излагались им в разных произведениях, начиная с 1988 года, пока не были обобщены автором в единую теорию, названную в итоге энергоэволюционизмом. Основы энергоэволюционизма заключаются в том, что существование Вселенной рассматривается как эволюция первичной энергии Большого Взрыва, и эта энергия связывается в материальные структуры, все более сложные, которые, в свою очередь, распадаются с выделением энергии, и эти циклы идут с ускорением. Существование же человека рассматривается Веллером субъективно как сумма ощущений и стремление к получению максимально сильных ощущений, а объективно — как стремление к совершению максимальных действий по изменению окружающей среды, поскольку человек получает ощущения через действия. Таким образом, человечество, наращивая прогресс цивилизации, захватывает свободную энергию и, преобразуя, выделяет энергию наружу в увеличивающихся масштабах и с увеличивающейся скоростью, преобразуя окружающую материю и тем самым находясь на острие эволюции Вселенной. Категории морали, справедливости, счастья и любви рассматриваются как психологическое и социальное обеспечение для стремления биосистемы к совершению максимальных действий по преобразованию достижимой части Вселенной. Конец истории экстраполируется как действие постчеловечества по выделению всей энергии вещества Вселенной, то есть, фактически, Нового Большого Взрыва, который уничтожит нашу Вселенную и явится зарождением Новой[21].

В качестве своих предшественников в статье «Информационно-теоретическое предшествие энергоэволюционизма» («Вестник российского философского общества» № 2, 2012) и других работах сам Веллер называет многих философов, прежде всего:

  • Артура Шопенгауэра,
  • Герберта Спенсера,
  • Вильгельма Оствальда и
  • Лесли Уайта.
  • В 2010 году на Международном философском форуме в Афинах выступает с докладом по своей теории, удостоенным медали форума.
  • В 2011 году на Лондонской международной книжной ярмарке проходит презентация четырёхтомника М. Веллера:
    • «Энергоэволюционизм»,
    • «Социология энергоэволюционизма»,
    • «Психология энергоэволюционизма»,
    • «Эстетика энергоэволюционизма».
  • В рамках Дней философии-2011 в Санкт-Петербурге выступает:
    • на пленарном симпозиуме «Власть и ценности» с докладом:
      • «Стремление социума к структуризации как причина и источник власти»
    • и на международной конференции «Смысл жизни: обретение и утрата» с докладом:
      • «Потребность в смысле жизни как социальный системообразующий инстинкт».
  • «Российская философская газета» (2011, № 9) публикует эссе Веллера «Схлопывание цивилизации».
  • Журнал «Философские науки» (2012, № 1) открывается статьёй Веллера «Власть: синергетическая сущность и социальная психология».
  • В феврале 2012 году на открытии Международного конгресса «Global Future 2045» выступает с пленарным докладом о сущности энергоэволюционизма и роли человека во Вселенной.
  • В апреле 2012 году выступает с докладом «Энергоэволюционизм» в Институте философии РАН.
  • В июне 2012 года на 4-м Всероссийском философском конгрессе выступает с докладом «Историко-социологические аспекты энергоэволюционизма».
  • В августе 2012 года принимает участие в работе Учредительной конференции Международной ассоциации Большой Истории (International Big History Association) в Гранд-Рэпидсе (США).
  • В августе 2014 года на конференции Международной ассоциации Большой Истории в Сан-Рафаэле (США) выступает с докладом «Роль человека в истории Космоса».
  • В августе 2018 года на XXIV Всемирном философском форуме в Пекине выступает с докладом «Развитие и столкновения глобализации».
  • В разные годы читал лекции по философии с изложением своей теории на факультете социологии МГУ, кафедре философии МГИМО, факультете журналистики Иерусалимского университета.

Политические взгляды

Придерживается консервативных убеждений и традиционных ценностей, постоянно высказывается на эту тему в публицистике[22][23] и многочисленных телевизионных шоу. Но в 2011 году Михаил Веллер призвал голосовать за КПРФ, утверждая, что это единственная оппозиционная партия, способная победить на выборах и тем обеспечить хотя бы сменяемость власти, которая лучше несменяемости. Веллер заявил, что голосовать нужно обязательно, даже если не нравится ни одна партия, так как «хоть что-то в этих авгиевых конюшнях будет прочищено»[24].

В интервью, данном им в августе 2012 года, Веллер предсказал, что через полтора года в стране неминуемо произойдёт крах существующей власти, однако, по его мнению, «очень сомнительно», что к власти придут коммунисты[25].

В мае 2014 года, характеризуя политико-экономическую ситуацию в России, отметил: «Доходы теперь перераспределяются так, чтобы верхушка получала настолько много, насколько можно, а низам давали бы настолько мало, насколько можно»[16].

Критика

Философ Давид Дубровский /знаю его много лет. — Валерий Скурлатов/ критиковал Веллера за дилетантизм в области философии, характеризуя энергоэволюционизм как «смесь банальностей, общих мест с теоретически неясными, некорректными утверждениями»[26][27]. Дубровский цитирует интервью с Веллером:

«Вы меня извините, в современной России не существует философии, кроме, простите великодушно, моего энергоэволюционизма»
Михаил Веллер, Независимая газета, 29 мая 2008 [Давид Дубровский. «Самодельные» философы наступают! Архивная копия от 27 апреля 2017 на Wayback Machine // Novainfo.ru].

Сергей Довлатов писал Андрею Арьеву:

Что делается с сов. литературой? У нас тут прогремел некий М. Веллер из Таллина, бывший ленинградец. Я купил его книгу, начал читать и на первых трёх страницах обнаружил: «Он пах духами» (вместо «пахнул»), «продляет» (вместо «продлевает»), «Трубка, коя в лавке стоит 30 рублей» (вместо «коия», а ещё лучше — «которая»), «снизошёл со своего Олимпа» (вместо «снизошёл до»). Что это значит?[ Сергей Довлатов. Жизнь и мнения. Избранная переписка. — СПб.: ООО «Журнал „Звезда“», 2011. — С. 356]


Критиковать можно каждого, но огромная заслуга Михаила Иосифовича — он приучает философское сообществу к главному умозаключению-выводу Правой Веры о предназначенности человечества сопрячь Точку Омега Конца с Точкой Альфа Начала (Круг Времени = Вечное Возвращение).

Ссылка на источник в ЖЖ

Поделиться записью:

Оставьте первый коментарий

Добавить комментарий