Пётр I и «открытый перелом»

Упоминание: О русском искусстве мы, порой, знаем меньше, чем о зарубежном, - рассказывал Сергей Борисович. – Недавно Михаил Веллер рассуждал о картине Перова (!) «Неравный брак». А ведь эрудированный человек.

Говорят, что у Меншикова после его ареста обнаружилось состояние – девять миллионов рублей. А бюджет империи был тогда – шесть миллионов.

Откуда у простого генералиссимуса полтора бюджета? Восхищение россиян разделяла вся Европа. Меншикова сослали в Берёзово, как положено, где он и умер. А вот и бюст самого «Алексашки» — в барочных завитушках – работы Бартоломео Растрелли, отца «того» Растрелли.

В прошлую субботу искусствовед Сергей Пухачёв открыл в «Диалоге» цикл лекций о русском искусстве.

— О русском искусстве мы, порой, знаем меньше, чем о зарубежном, — рассказывал Сергей Борисович. – Недавно Михаил Веллер рассуждал о картине Перова (!) «Неравный брак». А ведь эрудированный человек.

Первая лекция была посвящена временам Петра I и называлась «Открытый перелом». Но началась она, впрочем, с «Троицы» Андрея Рублёва – Пухачёв объяснял, как от её высокого символизма практически ничего не остаётся в иконах Симона Ушакова.

Вот первые русские «парсуны» (от слова «персона») — портреты времён царя Алексея Михайловича. А теперь живопись петровских времён – портреты персонажей «Всешутейшего собора», сцены военных триумфов, интимная дворцовая живопись – юные царевны и царевичи: Анна, Елизавета, Пётр. И Алексей Петрович, которого родитель поднял на дыбу и запытал до смерти.

Самого Петра на смертном одре запечатлел Иван Никитич Никитин. Это уже великая живопись. И что важно – за время до смерти Петра русское искусство кой-где стремительно преодолело путь от примитивного следования европейским образцам до великого реализма.

А сам Иван Никитич Никитин пять лет отсидел в Петопавловской крепости – в предварительном заключении – затем был плетями бит и сослан в Тобольск, где и сгинул.

И, конечно, разговор о петровском искусстве не может обойтись без Петербурга – «самого умышленного города в мире». План развития города сделал сначала Трезини, затем Леблон. Но, в конце концов, был принят генеральный план Петра Еропкина – с Адмиралтейством в перспективе.

А Еропкину отрубили голову.

В трудах и в муках рождалось на свет новое русское искусство.

Ссылка на полную статью

Поделиться записью:

Be First to Comment

Добавить комментарий