Текст Валерия Иванченко
О Веллере вообще отзываются не часто. Живет в Таллине, тусуется редко и не там где надо. Разве что литературный роман «Ножик Сережи Довлатова» вызвал в середине 90-х некоторое брожение. Так вот в новопредставляемой книге «Долина идолов» эта вещь тоже есть, на 50-ти страницах. А на 120-ти к ней комментарии — «Не ножик не Сережи не Довлатова». А могло быть на 250-ти или 2500, говорит автор. Но до комментариев к комментариям комментариев дело не дошло. Читать умеренно интересно. Довольно многие и так еще помнят цитаты из «Винни-Пуха» или «Поручика Голицина», а Веллер ориентируется на эрудицию тех, кто будет читать его нетленку через века. Но далеко не всем известно мнение автора о Наталье Медведевой, или что такое хук правой в печень, или что поэт Иртеньев был ранее известен под фамилией Рабинович.
Вообще, в «Долине идолов» собрано почти все, что Веллер писал о литературе и окололитературном мире. Этакий последний том полного собрания, разве, переписку издавать еще рано. Ранее опубликованное соотносится с новым примерно в пропорции два к трем. Из чисто теоретического наследия — «Технология рассказа». Замечательные диалоги о книгах «Кухня и кулуары», где уличались в глупом вранье «Как закалялась сталь» или «Повесть о настоящем человеке», дополнены «Прихожей и отхожей». Далее — череда литературных фельетонов о Суворове-Резуне, Юлиане Семенове, Жюле Верне, Киплинге (в целом одобрительных) и Кара-Мурзе, Паршеве, Зиновьеве, Трошеве (злобно разгромных). Далее — интересные начинающим литераторам заметки о дебютах, о гонорарах, о стиле, о том, как писать мемуары. Потом — едчайшие рассуждения о редактуре, критике, идиотизме в языковых веяниях. Статья «Песнь торжествующего плебея» — о литературе советской и современной русской. Трифонов и Айтматов давно никому не интересны, Маканин хорош, но нудноват. Лимонов, Сорокин, Акунин — нашли свое амплуа и ублажают интеллигентное быдло.
Читать эту книгу ни в коем случае не скучно, но единым духом — занятие тяжелое. Злая поучительность и безапелляционность Веллера быстро утомляют. Мысли его, в общем, понятны и правильны, но многим покажутся неглубокими, они часто повторяются, мало колоритной фактуры и знакомых современных имен. В общем, это не Курицын и не чтение для тонких интеллектуалов. Однако, все это внятно, выстрадано и всякому интересующемуся литературой полезно (хотя бы как раздражитель).
Оставьте первый коментарий