Текст: Игорь Шумейко
Устойчивый речевой оборот: «Всюду-то ты бывал! Всё-то ты знаешь!» (Произносится со смесью: недоверия, иронии, зависти. Иногда с завершением: «Ничем-то тебя не удивишь!»)
Один из немногих наших литераторов, Михаил Веллер может это принять вполне буквально, отринув иронию. Просто приподняв свою знаменитую шляпу, как, например, в ответ на фразы: «Ваш костюм прекрасно пошит». Или: «О, эта бутоньерка идет к вашему галстуку».
Действительно. Намотать на глобус траектории его путешествий — выйдет просто бабушкин шерстяной клубок.
Сложить стопочкой все его сочинения… взвешивать, выводить рекорды не возьмусь, отмечу только:
Михаил Веллер единственный писатель, точнее первый после Льва Толстого, кто претендует на свою собственную философию, учение.
Правда, в отличие от «толстовства» она называется не «веллерство», а энергоэволюционизм, но это пока, а в будущем — как знать!
Адепты этого учения соответственно должны зваться… «веллерцы». Правда, звучит как-то хуже «толстовцев». Или просто непривычно? Нет, какое-то неблагозвучие все ж громыхает листом швеллера… Лучше, наверно, будет: «веллерьянцы», фонетически воскрешающее в памяти милые времена восемнадцатого и «Золотого» веков с их «вольтерьянцами»…
Так что в серии «Года Литературы» — «Имярек, как зеркало русского…», Михаил Веллер, строго говоря, должен стоять сразу за её эпонимом, за первым из «зеркал»: русской революции из Тульской губернии.
Родившись в Каменце-Подольском, объехал Забайкалье, Сибирь, Дальний Восток (но это размах еще его отца, известного военного врача, офтальмолога), школу Михаил Веллер решил закончить в Могилеве, и непременно с золотой медалью (что и выполнено), а образование продолжить… натурально в Ленинграде, на филфаке ЛГУ им. Жданова.
Далее…
«Летом 1969 года на спор, без денег добирается за месяц из Ленинграда до Камчатки, используя все виды транспорта, и обманом получает пропуск для въезда в «пограничную зону».
История умалчивает, с кем и на какую сумму был спор, но выигрыш Михаила мог быть огромным: ставки порядка 1:12 — ведь проникать обманом в погранзоны в 1969 году — тоже «не было мейнстримом».
«Весной уезжает в Среднюю Азию, где бродяжничает до осени» — здесь Википедия дословно повторяет вердикт одного допроса в «Мастере и Маргарите»: «Это можно выразить короче, одним словом — бродяга, — сказал прокуратор».
Но тут я не согласен ни с Вики, ни с Понтием Пилатом! — А зачем «короче»? И почему именно «бродяга», когда (дело же было в Средней Азии) есть более пристойное будущему философу слово: дервиш!
«Осенью переезжает в Калининград и сдаёт экстерном ускоренный курс матроса второго класса. Уходит в рейс на траулере рыболовецкого флота». — Размах, размах!
В 1971 году восстанавливается в университете, работает старшим пионервожатым в школе.
Сцена жизни уверенно заполняется: к морякам траулера — отряды принятых в пионеры. Возможно, пионеркам будущий автор «Забытой погремушки» и «Разбивателя сердец» повязывал красные галстуки чуть медленнее, более задумчиво.
Диплом по советской литературе защищен в 1972 году («Бродский уехал — теперь можно». — Приписано С. Довлатову автором сего очерка).
Далее он — артиллерийский офицер, потом — воспитатель группы продлённого дня, потом учитель.
1973 г. — рабочий-бетонщик на ЖБК-4. Далее вальщик леса на Кольском полуострове, землекоп близ Кандалакши.
1974 г. — младший научный сотрудник Государственного музея атеизма в Казанском соборе Ленинграда. Там же, не выходя из собора, становится: экскурсоводом, столяром, снабженцем, заместителем директора…
(Здесь и сам Понтий Пилат затруднился бы с кратким, однословным определением).
1975 г. — на Ленинградском обувном объединении «Скороход» — корреспондент заводской многотиражки, и. о. завотделом культуры, и. о. завотделом информации.
1976 г. — перегонщик импортного скота из Монголии в Бийск по Алтайским горам.
(У его коллег-артиллеристов есть понятие «кучность стрельбы». В карьерной пристрелке М. Веллера она наверно — м-м… не очень высока, НО — это зависит от — Цели!)
1978 г. — литсотрудник издательства «Лениздат» — обработчик военных мемуаров.
1979 г. — корреспондент республиканской газет «Молодёжь Эстонии» в Таллине.
1982 г. — охотник–промысловик в госпромхозе на Таймыре. (Правда!)
1985 г. — рабочий археологической экспедиции в Ольвии, кровельщик на острове Березань.
(В стиле ресурса «Луркоморье» (lurkmore), где, кстати, Веллер тоже удостоен странички, преполненной ненавистью, завистью — я бы сказал: «Джек Лондон нервно курит в стороне»).
Далее Веллер: лектор в обоих полушариях, радиоведущий в Москве.
Размашистые тексты, размашистая философия — «Своя!»
(произносить с гордостью, как «свое варенье»). «Размаха шаги саженьи» (Маяковский) — его вояжи по миру, когда в СССР «это еще не было мейнстримом». Размашисто угостил даму чаем. Без того броска чашки на радиопередаче — ну о чем бы мы и говорили целый год! Ну кого бы Венедиктов «гордо выгонял» (в сотый раз, мысленно), — стараясь заглушить неотвязное и тавтологичное (учтя титул радиостанции) эхо в коридоре: «Вернись! Немедленно вернись! Прошу!»
Что-то всегда должно случаться! — неписаное кредо Веллера. А может, даже и писаное? — я не прочел всех скрижалей энергоэволюционизма, но как начинающий «веллерьянец» попробую изложить Учение — «на пальцах»:
В послании «Всё о жизни» (1998) от Михаила сказано, что с момента Большого Взрыва Человек стоит на самом острие процесса энергообмена, потребляя и выделяя энергию больше, чем кто и что-либо.
Потому-то у него все избыточно, Любовь сверх просто продолжения рода. Наверно, потому и Ненависть, и стаканы на ТВ, чашки на радио, и всё-всё проч…
Кстати, та «философия действием» мне напомнила пушкинское:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый…
Можно даже сверстать продолжение-стилизацию, учтя, что один из наиболее яростных критиков Веллера носит вполне себе бороду:
Размаха — нет, сказал мудрец брадатый,
Другой схватил стакан и…
(и далее «по тексту» или лучше «по YouTube», где эти «возражения» в топах популярности).
Впрочем, в списке ответов (уже не «ответок»!) философа-Веллера — есть и вполне академичные, кому-то, может, «скучные»:
2010 г.— Международный философский форум в Афинах, доклад, удостоенный медали форума.
2011 г. — на Лондонской международной книжной ярмарке — презентация философского четырёхтомника М. Веллера:
«Энергоэволюционизм»,
«Социология энергоэволюционизма»,
«Психология энергоэволюционизма»,
«Эстетика энергоэволюционизма».
2011 г. — Дни философии в Санкт-Петербурге, где выступает с двумя докладами: «Стремление социума к структуризации как причина и источник власти», «Потребность в смысле жизни как социальный системообразующий инстинкт».
2011 г. — эссе «Схлопывание цивилизации» в «Российской философской газете».
2012 г. — статья «Власть: синергетическая сущность и социальная психология» в журнале «Философские науки».
2012 г. — Международный конгресс «Global Future 2045». Выступил с пленарным докладом о сущности энергоэволюционизма и роли человека во Вселенной.
2012 г. — Институт философии РАН — выступил с докладом «Энергоэволюционизм».
2012 г. — 4-й Всероссийский философский конгресс. Выступил с докладом «Историко-социологические аспекты энергоэволюционизма».
2012 г. — Учредительная конференция Международной Ассоциации Большой Истории (International Big History Association) Гранд-Рэпидс (США) — участие.
«В разные годы читал лекции по философии с изложением своей теории на факультете социологии МГУ, кафедре философии МГИМО, факультете журналистики Иерусалимского университета».
То есть работы и выступления, уже безо всякой иронии — по Большому/Академическому/Гамбургскому счету.
Вы спросите: «Зачем все это — автору романов «Приключения майора Звягина», «Гонец из Пизы», «Самовар», «Махно»? Сборника рассказов «Хочу быть дворником»? Наконец новелл цикла «Легенды Невского проспекта»?
Вон и сам Д. Быков признается, что «Звягин» — его перепахал!
Так ведь и вышеупомянутого Льва Толстого еще как корили за бесчисленные нравоучительные, философские брошюрки, за «толстовство»!
«Вместо того чтоб обуться, сесть и нормально написать «Анну Каренину-2», он там опять…
Кстати, и Набоков ругал графа за это самое.
Но уж как видно… «Не могу молчать!»
«Открывать народу глаза» — что делал, но в буквальном смысле его отец-офтальмолог.
Все интернет-поисковики его знают наизусть. Помню, веду я мастер-класс журналистики, задаю студентке прочитать публицистику Веллера, «Великий последний шанс»… И слежу, как наманикюренные пальчики, гладя экранчик, набирают «Велер» — но более начитанный, знакомый с классикой ХХI века «Яндекс» вежливо ее поправляет: Веллер. А я в это время представляю, что его земляки в Таллинне, в наградном листе к Ордену Белой Звезды и вовсе выправили на: Веллерр — недаром же они боролись «за независимость, право вхождения в НАТО, ЕС и неограниченного удвоения согласных на всей территории страны».
P.S. Предложенный мною «Размах» можно считать первым приближением, упрощенной версией философогем Учителя, потому я был так рад увидеть на каноническом его сайте фразу: «Венедиктов, оказывается, выразился с размашистой силой…»
Be First to Comment