Писатель не оставил от современного Запада камня на камне.
Новая книга Михаила Веллера интригует уже названием: «Веритофобия». Что это? Обложка в виде старинного фолианта с бронзовыми застежками. И вдруг на ней смятая картинка в стиле кубизма начала ХХ века.
А на задней стороне обложки — цитата из средневекового индийского поэта Кешавдаса: «Наша вера и превращает ложь в правду…»
Книгу мудрого Веллера я проглотила в два дня. Она вызвала у меня потребность встретиться с ним. Разговор состоялся бурный.
— Михаил, «In vino veritas», — сказал еще Плиний Старший, то есть «В вине истина». А «fobia» — «страх» — это уже не латынь, а дневнегреческий. Но слова «veritofobia» в словаре нет. Вы решили заняться словотворчеством?
— Слово изобрел сам лишь потому, что в словаре не было. А явление это — «страх правды» — есть. И изучать его необходимо! Страх осознать правду, бегство от правды, ужас признаться себе в том, что происходит на самом деле, — это явление приобрело огромный размах в наше время. Политики боятся говорить о будущем, демографы боятся говорить о причинах вымирания, сексологи избегают думать о разрушении морали, культурологи не хотят слышать о распаде культуры. Сегодня и западное, и российское общество не желает знать опасную правду о себе. Умолчание стало частью современной идеологии. А это чревато мировой катастрофой. Гибель цивилизации уже происходит на наших глазах.
— Первая часть вашей книги в основном автобиографична. Вы вспоминаете, как с детства внушалась ложь всему поколению, да и всему советскому народу. Через лозунги, через литературу, историю, процедуру выборов. Вы прозрели в годы перестройки или раньше, самостоятельно?
— Мы еще не знали, что если ложь повторить десять тысяч раз по радио и в газетах, то в нее верят как в правду. Мы не задумывались над социальной шизофренией общества. А ведь почти все страдали раздвоением сознания: рядом видели одно, а верили в нечто далекое и идеальное, совсем другое. Верили, что 99,9% граждан действительно голосуют за «кандидатов нерушимого блока коммунистов и беспартийных». Нищие колхозники верили в советский рай знаменитого фильма «Кубанские казаки». Но «пражская весна» 1968 года, когда СССР подавил танками чехословацкую «бархатную революцию», заставила думать. Высылка Бродского, Солженицына, Виктора Некрасова, эмиграция Гладилина и Аксенова, запрет книг Набокова, Оруэлла, Николая Гумилева — все это заставляло думать. Вообще вредно учить молодежь в университетах! Студенты постепенно понимали, что люди на Западе живут свободнее и комфортнее, чем в СССР.
— Но в последней части книги вы не оставляете от современного Запада камня на камне! Вы громите его идеологию, его ценности! От политкорректности и толерантности клочья летят. Что вас не устраивает в свободе и процветании Запада, куда стремятся люди со всего мира?
— Западную цивилизацию построили европейцы, христиане в прошедшие века. Все в науке, технике, искусстве, архитектуре кем создано? Белыми христианскими гетеросексуальными мужчинами, моногамными, пившими, курившими, переедавшими, агрессивными и нетерпимыми. Они открыли мир, принесли ему цивилизацию, построили города и дороги, создали физику и математику, философию и авиацию. Они придумали и внедрили гуманизм, социализм, либерализм и толерантность. Это они написали на знаменах: «Свобода! Равенство! Братство!» Мы все обязаны нашим предкам — их уму, труду, их жертвам. Это они построили процветающую цивилизацию.
И вот когда процветающее общество смогло достойно содержать больных и старых, обеспечило приличную жизнь даже глупым и ленивым, озаботилось равными правами для любых меньшинств, вдруг возникли безумные проблемы! Нахлебников и кормильцев объявили во всем равными! Глупых и умных, ленивых и работящих — объявили равными! Постановили, что долг работяги — содержать социальных паразитов! А создателей цивилизации объявили поработителями народов и разрушителями других культур. Белый гетеросексуальный мужчина-христианин стал просто угнетаемым меньшинством, который должен получать все в последнюю очередь. И молодые поколения верят, что так и должно быть.
На Западе господствует неокоммунизм как идеология. Их идеологи — племянники российских большевиков. Они успешно учат верить в идеал и не верить правде. Но когда кончатся богатства, созданные прошлыми поколениями, — лопнет и их уравниловка для бездельников.
— Однако из России уезжают больше ста тысяч человек в год на Запад — в Европу и США. Значит, их туда влечет? Вы выступали перед нашими эмигрантами во многих городах Европы и США. Как они там себя чувствуют, как устраиваются?
— Хорошо устраиваются в основном. Уезжают ведь люди энергичные, образованные, молодые в первую очередь. Они едут работать, зарабатывать, обеспечивать детям перспективы. И у них получается: наши люди выносливы и упорны. И хорошо подготовлены.
Среднее образование на Западе обрушено — кроме дорогих частных школ. Там человек два плюс три считает на компьютере. В школе господствует идеология: все равны, никто не должен выделяться, плохих и хороших отметок нельзя ставить, одаренных детей и умственно ограниченных следует учить по одной программе. Потом в университетах студенты пашут и нагоняют.
— Вы не боитесь, что либералы объявят вам войну? Обвинят в «белом супрематизме» и дискриминации меньшинств? А там и до обвинений в неофашизме недалеко.
— Они не либералы, это название они украли и присвоили. Либерализм — это свобода для всех. А они — социалисты: дать все преимущества лузерам за счет уравниловки для талантливых и трудолюбивых.
Я уже не в том возрасте, когда боятся гонений. К 70 годам надо бояться только за будущее детей и внуков, за то, что останется после тебя. А идет к тому, что в конце XXI века от нашей великой цивилизации останутся одни руины.
Снижается образовательный уровень. Происходит этническая замена народов европейской цивилизации. Говорить об этом неполиткорректно. Это правда! Но она нехорошая! Говорить эту правду — расизм, национализм, ксенофобия и неофашизм. Вы понимаете?! Не осуждать, не бороться — но даже упомянуть явление «либералы» считают якобы фашизмом!
Происходит культурная замена. Но полагается говорить, что многообразие — это хорошо. Официально запрещено публиковать данные о преступности мигрантов. И считается, что это правильно и хорошо. Мигрантам позволено поносить хозяев — но хозяевам запрещается плохо отзываться о мигрантах, иначе это фашизм.
В широко известных книгах Ричарда Линна и Филиппа Раштона приводится неопровержимая статистика: сотни тысяч исследований о различиях рас в интеллекте, темпераменте, склонности к насилию. Это никто не сумел опровергнуть — но даже упоминать эти труды считается неполиткорректным! Идеология ставится во главу науки.
Искусственный интеллект с явной неизбежностью вытесняет человеческий… О том, что глобализация направлена на уничтожение суверенных государств, на абсолютное господство транснациональных корпораций, что национальные культуры должны исчезнуть — говорить неполиткорректно.
— Но почему эти процессы происходят — а многие не хотят об этом думать и говорить?
— Понятно, что любой организм рождается, взрослеет, живет, стареет и умирает. И заменяется на земле другим. Это судьба биологической системы. Судьба государства и социальной системы аналогична. Цивилизация рождается, взрослеет, живет, стареет и умирает. Это аспект социальной эволюции. Погибли цивилизации Двуречья, Египет, Минойская цивилизация, греко-римская. Европейско-христианская тоже не вечна. Ничто во Вселенной не вечно. Но цивилизация творит себя через людей, осуществляет их мысли и поступки. Чтобы цивилизация погибла, люди должны это сделать. А чтобы сделать — должны это обосновать. И вот говорят совершенно справедливые и благородные вещи: что все люди равны, что женщина должны реализовать себя в производстве не меньше мужчины, что сексуальные меньшинства равны традиционному большинству, что сожительство в браке и вне брака, рождение детей в браке и вне брака совершенно равны. И более того: всем обделенным нужно помогать. Вы согласны? Я согласен! А в результате — рождается очень мало детей, и христианские народы на глазах сами замещают себя менее продвинутыми культурно, зато более плодовитыми и жизнеспособными. Конец — они нас заменят. Это нужно хотя бы понимать.
— Так что же — европейские ценности не помогают сохранению цивилизации?
— Ценности — это понятия и принципы, полезные для сохранения и процветания народа. Принципы на первый взгляд прекрасные, но в результате быстро ведущие к самоуничтожению народа — это не ценности, это опиум, это сладкий наркоз, ведущий к смерти.
И терпимость к другим, и помощь слабым — это правильно и прекрасно, но до определенного предела. Пока эти принципы не гипертрофируются до того, что позволяют слабым высасывать соки из сильных до полного умирания.
Страшная судьба социализма и равенства в США — судьба Детройта, автомобильной столицы мира. Ныне там трущобы. Высокие налоги и содержание бездельников за счет работающих заставили бизнес бежать. Сегодня там криминальное афроамериканское гетто.
— У вас описаны знаменитые опыты по социальной психологии, которые доказали, что люди иногда не верят собственным глазам, а верят авторитетам или большинству. Мы говорим не только о пропаганде. Почему же люди часто не желают знать правду, защищая свои иллюзии с пеной у рта?
— Во-первых, психика человека стремится к комфорту. Думать о хорошем и не думать о плохом — это просто необходимо для психического здоровья. Мы хотим ладить с окружающими и гоним дурные мысли и тревоги.
Во-вторых, человек — существо социальное. В нашей миллионнолетней истории выжили только те, кто преодолевал трудности и защищался от врагов согласованной группой. И единство группы было важнее свободы слова и мысли. Пусть ты прав, но один без своей группы пропадешь. А вместе со всеми имеешь шанс выжить. И происходил естественный отбор: выжил «человек коллективный». Поэтому инстинкт коллективного выживания диктует обычно человеку пренебречь собственной точкой зрения, а верить в правоту лидера и коллектива.
И вот нормальный человек вслед за другими участниками опыта называет длинную линию короткой, а короткую длинной или «бьет током» ученика по приказу руководителя.
Внушай массам, что элита и большинство считают это истиной, — и все верят. Абсолютизм, коммунизм, фашизм, либерализм — массы считали их истиной, относились к этой идеологии как к собственному научному знанию.
— Но у нас сегодня сюжеты покруче, чем на Западе. Кровавая резня в пермской школе заставляет задуматься, куда нас привела сегодняшняя вседозволенность. Впереди президентские выборы. Куда мы идем, во что верим? С кем связываем свои надежды? Если есть даже кандидат «против всех» — Ксения Собчак?
— Это прекрасный пример того, как умные образованные люди могут не понимать элементарных вещей, ибо верят в то, что им удобно. Поддержка этого кандидата частью либеральной и оппозиционной интеллигенции говорит о нравственной анестезии, поразившей «элиты».
Вот посмотрим глазами электората, массового избирателя, народа, так сказать. Кого он видит? Бывшую телеведущую позорного быдлошоу «Дом-2». Девочку, которая начала жизнь в Москве с роскошной огромной квартиры в суперцентре. Матюги по разным поводам и скандалы, типа «эти гаденыши» про детей на детской площадке, которые мешают ей днем спать. «Светская львица» — это в бедной стране, где половине народа зарплаты на еду и квартиру не хватает. Зарабатывание денег на корпоративах, развлекая богачей на их пирах. Отдых на яхтах и шикарных курортах. Золоченая пошлость. И вдруг!!! За свободу и справедливость! И вся либеральная повестка из этих уст!
Что должен думать такой избиратель? «Вот эта с ее жизнью — за эти либеральные лозунги? Лозунгов мы наслушались всяких, а личность — вот она. В гробу мы видали эти лозунги, если их проповедует такая особа». Можно обмануть любыми словами — но нельзя обмануть своей жизнью.
То есть элементарный политтехнологический прием: скомпрометировать либеральную повестку, вложив ее в уста, которые массовый избиратель сочтет непотребными. Вот и весь бином Ньютона. И народ на митингах ее освистывает и скандирует: «Долой». А либеральная тусовка всерьез рассуждает о том, как это разнообразит выборы. Не понимая, что безнравственность личности — это залог циничного беспредела политика.
Подробно, со страстью и убежденностью опытного аналитика Веллер вникает во все проблемы и оттенки человеческой психологии и бытия. Написана книга остро. Рассуждения аналитика заслуживают самого внимательного рассмотрения и собственного размышления.
Лейтмотив социально-психологической «Веритофобии» — не надо бояться правды!
Автор: Наталья Дардыкина
Оставьте первый коментарий