«Советский человек — очень даже неплохая конструкция»

Юлия Шигарева, «АиФ»:​ - Про таких, как вы, Михаил Иосифович, раньше говорили: «Жизнь у него сложная, но интересная». И вопрос к вам, который успел и алтайским скотогоном поработать, и промысловым охотником, и на заводе послесарить, и много где ещё, - как раз про «раньше»: что это за такое уникальное создание было - советский человек?

Хворост революции

Юлия Шигарева, «АиФ»:​ — Про таких, как вы, Михаил Иосифович, раньше говорили: «Жизнь у него сложная, но интересная». И вопрос к вам, который успел и алтайским скотогоном поработать, и промысловым охотником, и на заводе послесарить, и много где ещё, — как раз про «раньше»: что это за такое уникальное создание было — советский человек?

Михаил Веллер: — Советский человек начался ещё до революции 1917 года — одновременно с доктриной  пролетарского интернационализма. Это когда «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Сегодня-то мы видим, что соединились — и сделали это отлично! — олигархи всех стран, а вовсе не пролетарии. А тогда… Поскольку революция должна была сделать Россию хворостом в пожаре разгорающейся мировой революции, советский человек изначально мыслился господами революционерами как затратный спецназ в этом процессе. Троцкий сказал тогда открыто: «Мы пожертвовали Россией, чтобы победить в Гражданской войне». А далее СССР превратился в великий плавильный котёл.

Советский человек (вернее, его идеал) — это было существо бескорыстное, работающее на народ, а не на карман. Существо патриотичное — «жила бы страна родная, и нету других забот». Человек, который мог прийти на помощь другу и не попросить за это никаких ответных услуг. Разумеется, этот идеал сильно отличался от реальности, но всё же он на неё влиял. Таким образом, совет­ский человек не страдал комплексом религиозной розни, комплекс национальной розни был меньше, чем за 1000 лет истории России — и до, и после СССР. Комплекс корысти и жадности был меньше, чем в течение всей новой российской истории. То есть советский человек — это была конструкция очень даже неплохая. Минус был только один: не думать ничего, фюрер думает за вас. Cоветский человек был конформист по убеждениям, всегда делал то, что от него требуется, и развешивал плакаты «Решения очередного съезда КПСС — в жизнь!».

И всё же… Я помню мужика, который в Петропавлов­ске-Камчатском, поднимаясь по трапу самолёта (меня в тот самолёт не пустили, потому что у меня не было билета, а с этим мужиком и другими мы предыдущие двое суток спали на полу в аэропорту, дожидаясь погоды), вынул из кармана четвертной (25 рублей — это по тем временам было много) и сунул мне в карман со словами: «Ладно, встретишь там кого-нибудь, отдашь». Вот я с тех пор, если кого встречал и мог, то отдавал. Или ребята, которые когда-то взяли меня в бригаду охотников на Севере: просто посмотрели — пацан вроде нормальный. Это шофёры, которые подвозили тебя на дорогах и никогда не спрашивали денег: что с юного голодранца возьмёшь?

Да мы все в общем и целом были такие. Мы все презирали людей, полуофициально денежных, — официантов, таксистов, мясников, продавцов комиссионок. Это были люди несоветские. А мы, когда ездили в стройотряды, — мы были советские. Когда ломали горб за небольшие деньги — мы были советские.

Не время для героев

— Почему же этот идеал, который более 70 лет выковывали, так быстро растворился на просторах истории?

— Человек меняет свою ментальную структуру молниеносно, попадая в иную ситуацию. Парня берут в армию — и, слыша матюги военкома во дворе военкомата, он меняет свою психологию. Начинается Ленинградская блокада — и у людей меняется шкала ценностей: всё теперь заточено на еду и на выживание, своё и своей семьи.

Точно так же, когда объявляют рынок и вдруг богатые оказываются в почёте и престиже, те, кто моложе, воспринимают это естественно. Те, кто сами такие, обрадовались. А большая часть ведь оказалась за бортом. Люди моего поколения никогда не проникнутся рыночной идеологией. Потому что рыночная идеология — это взять побольше, а отдать поменьше. А хороший человек — это совершенно обратная конструкция: взять себе меньше, отдав другому больше. Рынок формирует очень плохого человека — жадного, подлого, корыстного, в конце концов разрушающего государство.

Но главное другое. Всю жизнь я занимался философией. 32 года назад я пришёл к своей философской теории, которую потом назвал энергоэволюционизмом. В аспекте историческом суть в том, что любая цивилизация есть система, проходящая определённые этапы. В любой системе заложено её начало, развитие и конец. И когда системе приходит время схлопываться, она требует к жизни людей других. Благородные и открытые, конкистадоры, герои-самосож­женцы больше ей не нужны. А требуются плесень, плесневые клетки, которые эту систему сожрут и уничтожат. И останется ровное пространство. Так вот, когда наша цивилизация — называйте её белой, христианской, евроатлантической — как угодно! — дошла до своего пика, началось схлопывание.

В России оно пошло с 1992 года. Люди, стоящие наверху, высасывают сколько можно денег и угоняют их за бугор. Министр образования говорит, что воспитывать надо не творцов, а потребителей. Это подход — я прошу прощения — крысиный! Когда выжирается сыр, внутри которого ты живёшь. Таким образом, в России есть люди умные, талантливые, честные, работящие. Но не они определяют политику, ибо такое время на дворе. Политику определяют те клетки, которые, повторю, съедают цивилизацию, ибо она прошла свой цикл.

В Европе же этот процесс начался в 1968 году — в студенческих кампусах, в протесте молодёжи, в революции хиппи. В грязи, наркомании, ЛСД, совокуплении и испражнении на площадях и т. д. Новое поколение сказало: «Мы в гробу видали вашу цивилизацию!» Но противопоставить они не могли ничего, кроме разрушения. Никакого нового созидания! И теперь — а вот и упёрлись! Стенка!

— Но тем не менее приличные люди — а я надеюсь, их всё-таки немало — просто так не хотят сдаваться этому нашествию плесени!

— Есть! Но им власти не дают! Правит всегда сила. Сила всегда движется в том направлении, где получает большую выгоду для себя. Поэтому есть эпоха конкистадоров, когда самые сильные, самые энергичные, храбрые и жадные открывают новые земли и растут вместе со страной. Они делают себе состояния, но при этом обогащают государство.

Проходит несколько веков. Всё создано. Всё поделено. И тогда их потомки, такие же сильные, жадные, энергичные и умелые, начинают разворовывать всё то, что создали предки. Потому что нет иного способа делать большие дела и обогащаться.

Вот эти люди и являются плесневыми клетками погибающей цивилизации. Если олигархи времён Петра и Екатерины, составляя гигантские состояния, работали на подъём дер­жавы, то нынешние олигархи, которые руководствуются теми же самыми желаниями, работают на развал и уничтожение. А именно они сегодня заказывают музыку. Они определяют структуру всей этой государственной пирамиды. И усилия патриотов, усилия людей честных и работящих сводятся на нет теми, кто набивает собственные карманы. Вот в чём горе. Поэтому я желаю молодёжи успеха. Но особого исторического оптимизма в последние годы у меня нет.

Я не понимаю для себя, почему ни один из миллиардеров, которые в России расплодились с небывалой в истории скоростью, не построит некую образцовую элитную закрытую школу. Чтобы это было красивое каменное здание, с лужайкой и лесопарком. И чтобы туда наняли самых высоко­профессиональных преподавателей. И чтобы им платили самые высокие зарплаты. И чтобы туда были честные экзамены. Миллиардер ведь на этом не разорится. А именно так поднимается страна!

Ссылка на интервью в АиФ

Поделиться записью:

Be First to Comment

Добавить комментарий