М.Веллер ― Вечер добрый! 17-05. Подумать только, 25 лет неусыпной последовательной работы Русской православной церкви все-таки вызывали какое-то раздражение у какой-то части граждан внизу, причем раздражение какое-то самодеятельное, никем, никакими силами конкретно не наведенное.
Тут, понимаете ли, пару дней назад произошел, я бы сказал, трагический казус, который имеет оттенок черного юмора. Город называть не буду. То есть батюшка переходил улицу по переходу по зебре. В это время другой батюшка ехал в автомобиле. Автомобиль большой, тяжелый, но вид имел не совсем церковный: «Тойота Ленд Крузер». Таким образом, один батюшка снес другого батюшку. Знаете, это уже чересчур. Таким образом, одного отвезли в реанимацию, а второй скрылся с места происшествия. Ну так… люди, значит, видели с тротуара, потому что окна не были затонированы, и вообще, такие вещи привлекают внимание прохожих.
Так вот, долго был путь от льгот на торговлю алкоголем и табаком, понимаете, с которого многие начинали в те самые времена спирта «Royal», перегона подержанных автомобилей из Германии и Голландии и прочее. И вот – я не знаю, уже закончился или нет – но совсем недавно проходил в городе Санкт-Петербурге митинг, где граждане взяли в тройное кольцо Исаакиевский собор, а еще какие-то граждане стояли в сквере на Исаакиевской площади. Они говорили, что не надо передать в эту безвозмездную аренду на 49 лет Исаакиевский собор церкви.
Понимаете ли, ведь дело даже не в соборе, о чем я как-то говорил. Это называется: достали! Тут некоторые горячие головы в Санкт-Петербурге, они не только говорили: «Руки прочь от нашего собора!», они говорили: «Губернатора Полтавченко долой! Губернатора в отставку!» А завтра они на кого замахнуться своей окровавленной рукой, вы не знаете?
То есть, вы понимаете, ну надо же все-таки с людями немного считаться! Ну, нужно же хотя бы для виду иногда спрашивать, чего они хотят, ну хотя бы изображать, что их мнение хоть как-то учитывается, а когда говорят: «Всем заткнуться, не ваше дело!» — с этим связан один из вопросов, заданных сегодня насчет народных инициатив и инициатив думских типа: как я отношусь к тому, что Дума не только не место для дискуссий (она уже давно совсем другое место, мы все знаем) – а вот запретить, в самом деле, депутатам встречаться с гражданами, потому что это тоже какая-то несанкционированная массовая акция. Это, знаете, из «города трех революций» – к революциям мы сейчас приступим — поступила новая инициатива из законодательного собрания.
Тут вопрос постоянно задается – простите, я сам себя перебиваю: «Как вы относитесь к «Заветным сказкам» Афанасьева – это типа литература или все-таки это типа надпись на заборе, они имеют художественную ценность?» Отвечаю про сказки Афанасьева свое скромное русско-филологическое индивидуальное мнение. Когда лет эдак 55 примерно назад на раскопках в Старой Ладоге была найдена береста, на которой уже значился практически весь русский мат задолго до монгольского нашествия — потому что есть теория, так сказать, монгольского, тюркского происхождения русского мата – так вот, это было задолго до того, — то глава отряда всего, в свое время человек известный (археологи знают его и сейчас) по фамилии Каргер, он на своих коротеньких ножках исполнял отчаянный танец восторга вокруг этой грамотки. Потому что это подтверждает многие изыскания исторические, археологические.
Вот, значит, «Заветные сказки» Афанасьева. Если бы их написали сегодня, это была бы полная фигня: один пьяный мужик рассказывает другому пьяному мужику – оба малограмотные, — сидя где-то на завалинке.
Учитывая, когда они складывались и кем они складывались, это говорит о том, что фольклор был явлением неподдельным, живым, и юмор в нем даже очень присутствовал. И те самые разнообразные скабрезности, они, как вам сказать… это сублимации инстинкта могучего продления рода – вот как я вполне изящно выразился. Так что определенную ценность они имеют. Другое дело, что читать их сегодня в качестве литературы для чтения не имеет ни малейшего смысла. Читать их сегодня имеет смысл разве что как литературный памятник, чтобы представлять себе историю русской литературы и русской культуры, и русской сказки. Всё. Так что, понимаете, искусство, оно очень многогранно.
Итак, назад, к Исаакиевскому собору, который я все время норовлю назвать Казанским. Это не потому, что я не знаю, какой, что…, ну, а потому что в Казанском когда-то работал и про него писал, и всякие такие вещи. Так вот, не в том даже дело, кому будет принадлежать, а в том, что церковь убедилась, что она столь любимая и почитаемая народом 25 лет назад, потому что она подвергалась гонениям, карам несправедливым, жестоким, – что она этот народ может привести в раздражение, потому что, знаете ли, все хорошо в меру. Вот и привела в раздражение.
Надо с людями немного считаться! Хотя бы для виду иногда спрашивать, чего они хотят
Народу много было. Судя по фотографиям, по роликам от одной тысячи до нескольких тысяч народу. Белые ленточки осмеяли, заклеймили, политически, так сказать квалифицировали. Они надели синие ленточки. Вы знаете, цветов в спектре много, уверяю вас. Художники это знают, дизайнеры особенно хорошо.
Так вот 1917 год был 100 лет назад. И когда говорят, что это большевики уничтожали церкви – уничтожали, но не большевики придумали Россию, а Россия все-таки, ну, конечно, вооружившись западной социалистической теорией бесспорно, произвела большевиков. Вот то, что мы называем большевизмом, оно в людях дремлет и когда оно просыпается – не будите зверя.
Понимаете ли, вот не успели отречь Николая и объявить свободу — и все нацепили красные банты, и буржуи обнимались с пролетариями…, но однако пьяные матросы-анархисты уже охотились за офицерами и городовыми, — так вот, в этом самое время – Пасха вот наступила 1917 года – и почти никто из нижних чинов на фронте и, вообще, гарнизона, поскольку это было уже свободно – свобода вероисповедания, свобода отправления религиозных культов: хочешь, верь, не хочешь, не верь, хочешь, молись, не хочешь, не молись – 3% (была такая статистика) пошли на все эти церемонии, а остальные 97% были настроены весьма скептически к церкви, к религии и к обрядам. Это было, заметьте, до того, как большевики взяли власть.
Я думаю, церкви нужно все-таки вести себя осмотрительней и возбуждать в народе только положительные эмоции в свой адрес. Потому что, если у нее будет много храмов и вместе с приобретением недвижимости будет расти народная неприязнь, то это может плохо кончится, потому что в истории такие случаи уже бывали.
100 лет назад революцией пахло уже вовсю. Это уже не могли заглушить никакие розы, никакие навозные кучи… Видите ли, 100 лет назад у нас произошло — что? 100 лет назад с 8-го по 21-е февраля в Петрограде происходила международная конференция стран Антанты. Там были представители Великобритании, Франции, Италии и Россия – принимающая сторона. И они обсуждали, как там разбираться с идущей Великой Войной. Вопросы были следующие, понятно: как вести военные действия; второе: как следует оказывать России материально-техническую помощь для того, чтобы она могла успешней вести свои действия. Это же все шло, понимаете, там, через Архангельск. Ну, это отдельная история, как именно оттуда началась как бы интервенция и так далее. Вопросы погашения займов, потому что Россия страшно была совершенно в долгах. В результате, помнится, в те времена Россия 20 миллионов фунтов золотом… — а в те времена миллион английских фунтов золотом были деньги совершенно безумные – вот 20 «лимонов» она вроде отслюнила и отправила в Великобританию, потому что надо было гасить хоть част долгов. Великобритания в то время сама, знаете, с жиру не трескалась. Всем было плохо.
Но было дано понять Государем Императором, что никакого обсуждения внутренней политической ситуации, экономической в России Россия не допустит. А в общем-то, конференция собиралась, по замыслу западных держав для того, чтобы разобраться, что там такое в России происходит. Потому что доносят дипломаты и доносит разведка, что там все очень сильно неспокойно.
Когда вы посмотрите на фотографию государя-императора Николая II среди дружественных чинов дружественных армий, вы в очередной раз сможете отметить, что Николай Александрович был человеком симпатичным, человеком стройным, хорошо сложенным, обаятельного вида, милым таким. После этого можете почитать чуть-чуть его дневники. Ну, дневники когда-то были известный своей, как бы это сказать… невысокой интеллектуальностью, где каждый раз он неизменно отмечал, что он кушал, когда он пошел спать, как он гулял. У него было два любимых занятия: он любил стрелять ворон, ну, иногда кошек. Вот ворон, отмечали – чаще. Ну, ворона все-таки птица. Кошек отмечали реже. Ну, кошек все-таки более жалко. И он любил пилить дрова. Такие вполне незатейливые занятия. Нет речи о том, что он любил играть в шахматы, вы понимаете? Нет речи о том, что он любил играть в теннис. Нет речи о том, что он любил на верфи махать топором – делать корабли. Это делал его дальний предок. И так далее.
Николай Александрович очень мало чего понимал в текущей политике – вот такая несчастная история. Он был хороший человек, он любил свою семью и прочее! Но… но мозги он имел совершенно неподходящие для управления гигантской империей в критический период.
Князь Львов, глава думского комитета (потом он станет главной Временного правительства, в которое преобразует себя думский комитет), этот князь Львов говорил лорду Милнеру – помнится, имеено так была его фамилия, — который возглавлял делегацию Великобритании, что если не будут предприняты немедленные конституционные и экономические реформы, то революция грянет через 3 недели. Он связывал этот срок с тем, что откроется новая сессия Думы – и тут понесется… Через три недели… через две с половиной грянула революция. Чтобы никто не смел говорить, что это было неожиданно.
Дело было не в том, что в Питере то ли муку завезли, то ли не завезли, то ли прятали – но, вообще, в стране стало жить гораздо хуже, а проклятый царизм никаких вопросов решать категорически не хотел. Видите ли, русская армия потерпела неуспехи с самого начала войны, таким образом, на северной половине фронта, там именно, где был русско-германский фронт, немцы дошли до Риги, оккупировали всю Польшу, значительную часть Белоруссии, то есть большой кусок. И там стояли и сдерживали русских гораздо меньшими силами. А основные сражения были на их Западном фронте. Что касается южного фаса, то есть Австро-Венгерский фронт – там у русской армии были определенные успехи, как правило приводится Луцкий прорыв, который стал называться Брусиловским прорывом — я сейчас не помню — в 27-м году к 10-летию советской власти или в 28-м, 29-м к юбилею генерала Брусилова, который перешел на сторону большевиков и успешно преподавал в академии Генштаба. А так он назывался Луцкий. Но не суть.
То есть эта война России была не нужна ни за чем. Но она влезла в большие долги – там 5 миллиардов золотом франков Франции была должна – с ума вы сошли! Так или иначе, но революцией очень сильно пахло в это время. А говорили, что ничего-ничего, Бог даст… Николай еще до сутки до отречения говорил: «Бог даст…», когда Шульгин ему говорил: «Ваше величество, Бог уже ничего не даст!..»
Это о революции. Но весь этот год, вы знаете, такой 17-й революционный… Вот, кстати, с этой революцией, с церковью, которая от революции пострадала, больше поддерживала власть, вы знаете, с самого начала до самого конца. Таким образом, ненависть к власти, которая заставляла гнить в окопах неизвестно за что, при этом обвула в гнилые сапоги, одевала в ветхие шинели, кормила гнилой мукой, а церковь говорила, что да, воздастся каждому… ну, и так далее. Ну, конечно, народ был в общем и целом недоволен. Не надо, знаете ли, идеализировать.
Кроме того было понятно, по-моему, еще 25 лет назад, что когда начали делать такой упор во внутренней политике, скажем так, в аморфной, отсутствующей, не называемой идеологией… Какая-то идеология есть всегда. Ну, потому что у людей же есть какие-то мысли о том, что происходит кругом. Идеология кошки: ловить мышей и чтобы хозяин не бил. Так что у всех есть идеология. Так вот эта идеология укрепления православия… — было совершенно понятно, что симметрично будет укрепляться ислам только сильнее, потому что ислам на данном этапе, он заметно пассионарней православия. А далее пойдет раскол страны по религиозному принципу, чего не приведи господь! Есть люди, которые этого хотят. Есть среди русских националистов горячие головы, которые хотят создать такие суверенные российские области, где будет все только русское.
То есть это ельцинский чудесный демарш, когда Россия обрела суверенитет наравне с прочими республиками, — что и было началом развала Советского Союза и умаления России, — вот ничему не научил людей, которые не понимают, что встать наравне со всеми – это означает расколоть.
Так вот, что касается церкви. Если можно православным, то значит, можно и мусульманам. Мусульмане – это точно такие же полноправные граждане Российской Федерации, как православные, как и все остальные. Про иудеев мы не говорим, но это такое сейчас ничтожное количество. Это уже никого не волнует. Буддисты – люди кроткие, сколько их есть?.. Шаманизм в крайних районах Севера – уничтожили шаманизм в крайних районах Севера в 30-е годы при помощи товарищей с маузерами на ремешках в деревянных кобурах. Давно это было.
Так что здесь это накачивание православного, оно хорошо сегодня, хорошо завтра – но это бомба замедленного действия. Так что, я не знаю, я не знаю…
Вопрос задаются, конечно, насчет Донбасса, насчет гибели еще одного народного из гущи народной командира и прочее. Вот, что, мне кажется, понятно всем нормальным людям, — это насчет вопросов Донбасса: взрыв и так и так далее – что касается того, что у этого комбата произошел взрыв. Засадили это из «Шмеля», то есть гранатомет-огнемет, или был взрыв в помещении…
Понимаете, что вызывает некоторое непонимание. Вот, когда имеет батальон «Сомали»… — спрашивают, почему называется «Сомали»; ну, не знаю, взяли и назвали так – захотелось, чтобы отличаться; ну, понятно, что ничего африканского там не было, я понимаю – вот когда имеется такой штаб батальона, который находится в обычном панельном доме, то совершенно естественно, ну по любым законам, по любым уставам, по любым правилам штаб должен охраняться. И не то что часовой стоит внизу в дверях… Это же не находится в военном гарнизоне, это в городе находится, в населенном пункте. В общем, на расстоянии 20, 50, 80… метров, на удобных местах, с которых хороший обзор стоит хотя бы несколько часовых охраны, которая бдит периметр, чтобы кто не надо не подошел бы, не приблизился с неизвестными намерениями, не совершил бы покушение.
Если бы «Заветные сказки» Афанасьева написали сегодня, была бы полная фигня. Читать сегодня не имеет смысла
Если кто-то подъезжает и оттуда высовывается труба, то первое: или охрана открывает огонь, или второе: охрану предварительно нужно снять, ликвидировать, или третье: охрана потом докладывает, что да, был такой автомобиль… такой броневик и оттуда засадили… Если всех этих сведений нету, то это как минимум подозрительно.
Вот, понимаете, что должно быть совершенно понятно любому диверсанту, любому военному юристу и любому, мне кажется, нормальному человеку. Ну, в данном случае про журналистов мы не говорим, у них свои особенности работы.
Так вот, что понятно, мне кажется, всем, по Донбассу отвечая на группу вопросов, потому что когда «А вы опять не ответили про Айдера Муждабаева!», «Вы опять не ответили на это…». Господа, вот спасибо за то, что вопросов 50, 60, 80… Ну, совершенно понятно, что я не могу ответить на все. Вот, когда об одном спрашивают 10 человек – безоговорочно, трое – безусловно. Если вопрос имеющий ярко общий характер – безусловно. На все 80 — никогда. Прошу не серчать.
Так любому должно быть понятно, какие функции фактически, по факту в силу объективно сложившейся исторической обстановки, скажем так, выполняет Донбасс. Первое: перемалывание пассионариев. Туда ехали и вроде бы продолжают двигаться люди с авантюристическими наклонностями, с любовью к риску, с заметно выраженным активно бойцово-патриотическими убеждениями, может быть, в чем-то в этой жизни не сильно привязанные к мирному труду и к семейному очагу. Это именно те люди, которые в случае бунта, восстания, гражданских войн составляют первую линию бойцов, потому что им охота подраться, они умеют, они желают за что-то…, они желают порвать глотки, почувствовать себя людьми, а когда они полагают… знают, что это за хорошее, за наше, за святое дело – всё, от винта! Это первая волна.
Вот эта волна сейчас без всякого толка продолжает перемалываться на Донбассе. Из этого следует, что в России, где идет, условно, новый застой, который в чем-то несравненно хуже и трагичней брежневского застоя, пассионариев делается все меньше, и риск каких-то народных подвижек тоже все меньше, что и — что? Что и требовалось доказать.
Так что, когда говорят, вот воевать за интересы русских на Донбассе… Ребята, русские гибнут на Донбассе и с этого не видно никакого положительного следствия. И потом, ну ради бога, простите, это говорилось миллион, сто миллионов раз… Я так и не знаю, как правильно ударение Славя̀нск, как вроде бы следует или Сла̀винск, как говорит Стрелков, который там воевал. Вот оттуда ушли повстанцы, ополченцы, сепаратисты… как назвать… стрелковцы. И нет никаких известий, что в Славянске притесняют русских. Туда бы мог пробраться журналист, завербовать селянина, понимаете, под видом любой миссии гуманитарной, чтобы он сказал, как угнетают русских в Славянске! Ни слова.
В Харькове происходили попытки подвижек. Будьте любезны – как угнетают русских в Харькове? Вот там никто не защищает с оружием в руках. Как их угнетают? Расскажите, в Одессе, как угнетают? При том, что я никогда не мог освоиться с мыслью – на мой взгляд, посыл абсолютно ложный, простите ради бога, – что Одесса – это украинский город. Ну, с какого бы лешего это город, основанный по указу царскому во времена Российской империи…? Да ну, что вы, честное слово! И когда ты слышишь, что где-то были в Крыму надписи на 5-ти языках, кроме русского, это вызывает чувство естественного, простите ради бога, легкого возмущения. Из этого не следует, что нужно денонсировать все свои договора и бить в спину как раз тогда, когда украинский народ возымел намерение освободиться. Говорят, ни фига не освободится – это все американцы провернули.
Есть такая точка зрения, что революция сама не может… народ сам не может – это всегда делается из-за границы. Я об этом писал, то ли говорил: ага – революцию 1648 года парламентскую англичанам устроили французы, а в ответ англичане в 89-м – 93-м году устроили Великую французскую революцию! И так далее. Ну, бредить-то не надо.
То есть отрицать свойства самоструктуризации социума, простите за научные слова, но они простые и точные – нужно быть неграмотным идиотом, нужно быть демагогом. Я боюсь, что о демагогии нам придется говорить в следующей половине передачи, потому что сейчас несколько слов… Вот метафора, красивая метафора, ведь это прекрасно, ведь каждому охота: «Россия встала с колен». Мы все понимаем, что это выражение образное, литературное, фигуральное, ну, потому что государство, страна, народ не имеет коленей, тазобедренных суставов, локтей… Что означает — была на коленях и встала с колен? Означает — находилась в угнетенном, несамостоятельном, униженном состоянии, где ее ограничивали в действиях, не считались с ее интересами и унижали. Что значит — встала с колен? Значит — стала самостоятельной, независимой, предпринимает те шаги, которые она хочет, и вообще, рулит ни на кого не оглядываясь и ни с кем не считаясь.
Тогда возникает вопрос – простите ради бога за парадокс: а для того, чтобы страна встала с колен, ее народ обязательно нужно поставить на колени? Потому что, если вы посмотрите состояние народа в 2000-м и в 2017-м году, то оно будет несколько разное. Если вы посмотрите телевидение федеральных каналов, если вы почитаете и посмотрите СМИ, если вы посмотрите на закрывающиеся магазины, на уменьшившиеся зарплаты, на невозможность свести концы с концами, на средства, которые так урезаны, на медицину, на образование, на науку – да что это такое! Перерыв на новости. Надеюсь, не эти.
М.Веллер ― Итак, чтобы закончить с Донбассом. Должна же быть какая-то ясная политическая программа. Первое: или в Донбассе где-то установить, действительно, российскую зону, то есть чтобы люди получили российские паспорта, высказали в ходе референдума желание присоединиться к России, граница была каким-то образом отмаркирована — и Россия точно так же, как включает Крым по его просьбе, точно так же включает в себя Донецкую и Луганскую республики. Это может получиться, может не получиться, может вызывать те или иные международные реакции, но, по крайней мере, это понятная цель.
Второй вариант. Россия говорит: «Ну, знаете, как бы не получилось… Там идет война уже три года, между прочим, люди гибнут. Знаете, что? Мы уходим. Так что все, которые желают, могут переехать в Россию. С Украиной мы давайте подписываем договор о том, что всеобщая амнистия, никто ни за что не привлекается — вот международные гарантии. После чего мы выводим оттуда всех, кто не желает там оставаться, сдаем границу украинским пограничникам и вооруженным частям. Всё, это ваша территория. Что было, то было, теперь – вот так».
Вариант третий. Мы говорим: «Вы знаете, мы признаем эти независимые образования. Мы заключаем с ними договора, мы оказываем им совершенно официально как государственным образованиям, нами признанным, материальную, техническую, научную, военную, гуманитарную и все прочие виды помощи, как вот между двумя государственными субъектами».
Есть первое, второе и третье. Но не делается ничего и не декларируется вообще никакой цели. А три года продолжается эта прискорбная мясорубка. Тут вопрос задан… ну, всегда вопросы по Донбассу: «Скажите, пожалуйста, это значит, враги, идиоты или это кто?» Нет, это не враги и не идиоты. Но когда прошло три года, то уже можно делать какие-то выводы. А выводы такие: если звезды зажигают, значит, это кому-то надо.
И кроме перемалывания пассионариев мы имеем так что? Первое: постоянный военный очаг, который позволяет время от времени подливать масла в огонь и говорить, что это фашисты и что мы боремся с карателями, и поэтому весь народ перед лицом таких бедствий, убийств, перед лицом такого врага должен объединиться. А народ на уровне социального инстинкта объединяется вокруг своей власти, повторяя слова Линкольна «Коней на переправе не меняют». Ну, естественно, это понятно.
Вариант третий: Всегда есть, чем поторговаться с Западом, ну хотя бы на уровне намеков, хотя бы на уровне неофициальных телефонных звонков: «Ну, вы знаете, давайте подумаем. Ну, может быть, на Донбассе оно как-то, скажем так, само затихнет, но за это ну санкции-то снимите, правда?» Вот три момента, которые имеют смысл применительно к трагедии, происходящей в Донбассе. Больше в этом никакого смысла усмотреть, разумеется, нельзя.
Что касается вставания с колен – чтобы закончить. Встали с колен – и дали пинка Грузии. Ну, это, конечно, может тешить национальное самосознание. Независимо от коррумпированности Абхазии, Южной Осетии, от происходящего там, я всегда придерживался точки зрения, что любой народ имеет право на самоопределение. Если народ практически на 100 процентов говорит: «Я никогда не входил в состав этого государства, не хотел входить, и ну буду входить. Я хочу выйти и считайте, что вышел. Я хочу быть с этим», — то говорить народу: «А вот это, быдло, не твово собачьего ума дело! Будешь там, куда тебя поставили большие мальчики» — это, по-моему, до крайности нехорошо. Это ведет к таким затяжным войнам, как война курдов за независимость.
А курдов официально 30 миллионов, а неофициально – а черт его знает, сколько их! А они народ очень бойцовый. И оставлять их без своего государства… А почему? А потому что провели после Второй мировой границу и решили: Ни-ни, не трогать, а то пойдет эффект домино! Ну, а курдам не повезло — попали под раздачу.
Так вот, что касается Южной Осетии. Так или иначе, это уже очень старая история. И рассказывать, как там через 5 часов там был мехкорпус, мехдивизия, а командир дивизии — на передней броне!.. Да бросьте вы, какое это сражение? Заранее подготовленный марш. Да бог бы с ним со всем… Это к тому, что да – вот Грузия получила. Мы показали, что мы независимы.
Вот, что касается Украины – показали всем: провалитесь вы все с вашими печеньками, вашим госдепами, вашими обамами и вашим остальными, потому что вот здесь мы – вот мы сказали: мы боремся с фашизмом, вы все против нас – дерьмо вы, лжецы, — а мы боремся с фашизмом, мы-то знаем, что правда за нами. Вот это называется «встать с колен».
Сирия. Вы знаете, самое циничное – самое циничное из фантастического романа-антиутопии, что я слышал из телевизора в своей жизни – это осенью в октябре, видимо, уже позапрошлого года – простите, я сейчас забыл, по какому каналу, забыл, разумеется, как ведущую звали, но, как они все, девушка с модельной фигурой, с милым лицом, которая, мило улыбаясь, читала текст с суфлера (ну, когда всем простым кажется, что она говорит сама, глядя прямо в камеру) – что погода очень хороша для полетов авиации, когда Россия начала бомбить Сирию. Это прогноз погоды. А в Сирии очень хорошо теперь летать бомбардировщикам. Да вы с ума сошли! Кто… в чью безумную голову горячую пришла эта мысль – лизать задницу неизвестно кому раньше, чем кто-то спустил штаны? Ужас какой-то?
Вот, понимаете, да… А вы говорите, встали с колен. Встали – побомбили Индию… то есть тьфу! – что я говорю? Подсознание – страшная вещь! Старик Фрейд бы пыхнул сигарой и усмехнулся. Сирию – конечно, я хотел сказать — Сирию, да. Индия – у нее, знаете, сложное отношение с Пакистаном, Пакистан – исламское государство. Там еще своя история.
Донбасс — перемалывание пассионариев. Туда продолжают двигаться люди с авантюристическими наклонностями
Вот вставание с колен. А относительно того, что рухнуло все в два раза – это встали с колен. А относительно того, что внагляк, по-бандитски банки грабанули всех ипотечников, сказав: «А чего ж брали по доллару? Теперь платите». То есть все убытки какие только можно перекладываются на низовой народ.
Банкиры, конечно, нищие такие ребята… Вообще, русский олигарх самый духовный в мире. Вот недавно Алишер Усманов – ну, может быть, он не православный, какая разница? У нас полное равенство, религия НРЗБ – он себе яхту еще одну построил, самую большую в мире. Почему корабль длиной в 160 метров (в полтора раза длиннее крейсера «Аврора») называется яхтой водоизмещением в 15 тысяч тон? Когда советский подводник во время Отечественной войны топил транспорт водоизмещением в 15 тысяч тонн, он мог рассчитывать на Звезду Героя Советского Союза. А тут эта яхта Алишера Усманова… Нет, не приведи боже, никаких подводников, что вы! Я так просто вспомнил.
Это называется «вставание с колен». Кто встал, а кто куда, а кто во что, вы понимаете… Вот тебе твои деньги – и живи гордо. Все правильно: лучше умереть стоя, чем жить на коленях.
И теперь в связи со всеми этими выражениями несколько слов о демагогии. Вот «вставание с колен» — это типичная демагогия. Это прекрасная, красивая фраза, гордая, достойная. И никто не скажет: Нет-нет, надо встать обратно на колени. Бесспорно.
Только одно: это не имеет отношения к действительности. Когда наши пацаны сотни миллиардов долларов угоняют за бугор, их на колени не ставили, они сами угоняли. Когда семьи олигархов уезжают туда – это они сами. Когда звезды покупают дома в Майами – не в Солнечном под Санкт-Петербургом, ни под Архангельском – нет-нет – в Майями, то-сё… Псковский вице-губернатор или кто он там… в Ницце… Ну, конечно, он хочет в Ницце. Что, голодранец? Это его нагнули или он нагибает своих горожан, которых… нет, я не говорю, обокрал, конечно нет, вором может назвать только суд – он их как-то заработал? Вот такое перераспределение денежных знаков: одни, значит, копают картошку, а вторые покупают замки в Ницце. Это называется встали с колен? Ну, кто встал, а кто как, кто куда…
Демагогия – это когда говорят прекрасную, правильную вещь, только она не имеет никакого отношения к действительности. Пример. Римский поп, он же Римский Папа сообщил несколько дней назад по поводу Трампа, этого негодяя с его стеной, что «нужно не стены строить между людьми, а мосты!» — и все закричали: «О! Yes, Pope!» и стали аплодировать. Вот это чистейшей воды демагогия. Это прекрасная фраза, которая должна показать прекрасность души мыслей этого человека, в данном случае непогрешимого для всех католиков Римского Папы. Потому что это на деле наглейшая ложь, потому что речь идет о том, чтобы прекратить поток наркотиков в США (95% через мексиканскую границу) и прекратить поток воров, бандитов, хулиганов через эту границу, и прекратить поток тек, кто идет там самочинно: «Конечно, же ребята, вы хотите жить у нас? Милости просим – только сначала, будьте, любезны, чуть-чуть познакомимся. Расскажите пару слов о себе. Можно взглянуть: как вы жили до сих пор? Очень хорошо – вы нам подходите. Или: Прости старик, у тебя четыре судимости, у нас таких своих пацанов хватает, все тюрьмы забиты».
Вот о чем идет речь. Вот, понимаете ли, что такое демагогия, что такое не демагогия. Вот классический образец демагогии, которая давно вошла в канон и даже не вызывает сомнений. Кто-то где-то, куда-то, на кого-то напал. Генсек ООН и Совет безопасности выражают озабоченность или призывают сесть за стол переговоров. Эти фразы означают: «Нам на вас глубоко плевать. Мы делать ничего не собираемся. Мы не стукнем палец о палец, но мы хотим показать, что, вообще-то, мы хорошие люди и мы хорошо ко всему относимся. А вы, ребята, давайте продолжайте убивать дальше. Мы же понимаем, что вы никак на это не отреагируете». То есть это абсолютно циничная подлость, которая прикрывается этими замечательными фразами. Вот, понимаете, и всё.
И каков цинизм, когда говорят: Родриго Дутерте, этот убийца, при котором бессудно уже убито 6 тысяч человек… Между прочим, еще 60 тысяч прибежали в тюрьму сами. Вот прибежали в тюрьму и сказали: «Сажайте нас, это мы наркоторговцы». Ну, потому что лучше оттянуть срок, чем быть убитым. И что говорят все нормальные люди? — «Бессудные казни – да это фашизм, это что же такое? Это никак…» Что означает? Предположим, в год загибается 60 тысяч человек от наркотиков – 60 тысяч ни в чем неповинных. По суду ты наркоторговцев не посадишь, потому что они одних свидетелей убьют, вторых купят, а третьих запугают и будут продолжать ходить дальше, и будут продолжать убивать 60 тысяч человек в год. А благонамеренные граждане будут разводить руками, говорить: «Ну, то же можно сделать? Суд, конечно, не совершенен. А лучшего ничего не придумано…». Придумано: убийца должен лежать в земле. Всё остальное означает: «Мы не знаем, как надо, но мы же не можем…». Чего вы не можете допустить? Чтобы убийцы злонамеренные, серийные из корыстных побуждений продолжали свое дело для того, чтобы была соблюдена буква закона вопреки всему его духу?
Вот современные либерал-социалисты, они отчаянно служат букве закона, трактовку каковой буквы закона и превращают в ту самую ложь и демагогию. Что касается той же самой, понимаете, стены.
Ну, конечно, куча по Трампу вопросов. Да, чтобы покончить, тут спрашивали опять про Америку: «Мигранты создали Америку…» Классическая демагогия, потому что совсем не все; ее создали — и я об этом говорил – ее создавали мигранты христианские европейские из стран, прошедших длинный исторический путь. А что касается тех, кто туда едет, они ее не только не создавали, они разламывают и то, что есть за редким исключением.
Один из способов демагогии – это подмена понятий. Потому что, когда говорится: нелегальный мигрант — ну, нелегальный мигрант… Они не мигранты, они не легальные… Скажите, пожалуйста: самочинный переселенец. Самочинные переселенцы требуют, чтобы им дали все права. Это переселенцы классические. Тогда становится чуть-чуть более ясно. Понимаете, какая история. Потому что иначе можно сказать: Гитлер святой человек, он любил детей: посмотрите на фотографии, как он любил животных: посмотрите на его любимую собаку, он был верен любимой женщине, он боролся за здоровье нации, он всячески приветствовал крепость семьи; сколько было сделано для улучшения положения женщины в Третьем рейхе – и вы смете говорить, что он что-то еще плохое?.. Вот это чистое демагогическое рассуждение: мы берем одно и замалчиваем другое.
Самое циничное, что я слышал на ТВ в жизни: погода хорошая для полетов, когда Россия начала бомбить Сирию
Если мы возьмем еще сентябрь 39-го года – читайте газету «Правда», где она сохранилась и где вам ее дадут насчет того, что факт состоит в том, что именно Англия и Франция начали войну и объявили войну Германии, а не Германия Англии и Франции; что бессмысленно бороться с национал-социализмом, потому что нельзя бороться с идеями оружием, и поэтому Советский Союз, поддерживая Германию, внес свои мирные инициативы… Проходит два года – шарах! – Ах, они сволочи, они все еще не открывают второй фронт! И народ верит.
Вот так оно, понимаете ли, все делается, когда подменяется, когда неестественные отношения называются нетрадиционными, хотя традиция – это продукт культуры. А естество — это продукт природы. И разнообразные сексуальные отношения не бывают традиционные или нетрадиционные; бывают естественные и неестественные и всё тут.
Мы немного отвлеклись, все-таки надо переходить к вопросам… Да, что касается этой демагогии, каковой демагогией стала политкорректность, потому что демагогия переходит уже в стадию активных действий. Ложь присутствует всегда, вот вежливость – это форма лжи. И такт – это форма лжи. Мы говорим: «Как вы хорошо выглядите!» — а думаем: «Слушай, тебе кранты скоро, ты вообще выглядишь ужасно». Но зачем зря человека огорчать. Такого в быту очень много. Это как масло в подшипниках, понимаете? Чтобы как-то можно было жить. Но когда оно идет все дальше и дальше, и когда уже говорят всерьез, что 80-летняя женщина – это пожилая женщина и говорить «старуха» нельзя. То есть старуха есть, а слова нет. Прямо по анекдоту про поручика Ржевского. Со стариками то же самое.
Так вот, в прекрасно Франции бывший министр юстиции Кристиан Тобира, афрофранцуженка некоторое энное время назад демонстративно и в знак протеста демонстративно подала в отставку со своего поста. Она чего говорила? Она говорила, что террористов с французскими паспортами, которые воевали в ИГИЛ и хотят вернуться, не только не нужно наказывать, их нужно пропускать через психологическую реабилитацию и помочь им адаптироваться в общество. Больше спасибо! Этих террористов нужно пристреливать на том месте, где их видно и как только их можно пристрелить. В противном случае они тебе устроят реабилитацию. Но мозгов нету совершенно.
И вот только теперь к вопросам, которые мы не охватили в пакетах. Это все не лекции, конечно… Говорят: «Лекции вы читаете…». Ну, что вы, лекции – это вряд ли меньше часа. Это так… отдельное…
— «Сокращение расходов на науку, образование, медицину – это работа врагов или все еще идиотов?» Нет, ну просто своя рубашка ближе к телу. Сначала нужно думать о том, чтобы таким образом скроить бюджет, чтобы можно было отрулить на свой карман, а потом – по остаточному принципу. Вот, понимаете, и всё. А для людей, которые являются правящим классом, ни российская медицина, ни российское образование интереса не представляют. Они не здесь лечатся и не здесь образовываются, понимаете, какая история. Так что, это – О-о! — когда-нибудь будет все очень интересно.
«В Питере законодательное собрание – хотят запретить депутатам встречаться публично с избирателями без согласования с чиновниками и исполнительной властью. Это окончательные похороны разделения властей в РФ?» Ну, окончательные, не окончательные… Нечего потому что… Вот тебя уже выбрали – лучше всего списком проголосовали, не видя – вот и сиди, не дискутируй в законодательном собрании и нечего тебе встречаться со своими избирателями. То есть это же, вообще, превращение институтов демократического государства в такой откровенный симулякр… Ну, только осталось привязать им веревочки к рукам, чтобы они эти руки поднимали. То есть они, вообще, зачем нужны? Вот прилетают чабаны с пастбищ заоблачных, и все дружно поднимают руки – демократия по-советски. Было такое дело.
Про Стругацких мы уже не успеем. – «Как они творили вдвоем?» Это вечный совершенно вопрос. Обычно они сначала по телефону и при встречах обсуждали, как это все будет делаться, а потом они встречались или в Ленинграде или в Москве, или в каком-то доме творчества и там уже писали. Причем они в общем и целом похожи были – братья, — поэтому они работали в унисон. То есть один мог сидеть за машинкой, а второй в это время на диване курить и думать. Или, наоборот, вдруг тот, который за машинкой, говорил вслух, а второй влезал, начинал ему диктовать, потом они менялись местами. То есть, судя по всему, это был совершенно удивительный творческий тандем.
— «Что вы думаете, что спецслужбы США подтвердили достоверность наличия у властей компромата на Трампа?» Вы знаете, любое государство должно иметь компромат на всех лидеров всех остальных государств на всякий случай, и все разведки должны этим заниматься. Думаю, что этим занимается и российская и американская и все на свете… А вот, чего он, понимаете ли, хочет – по моему простому разумению, Трамп полагает, что если дать России достаточную свободу действий в Сирии – и пускай она ее бомбит до посинения, а если потом Россию пригласят на скамью подсудимых в Гаагу – так и вообще неплохо. Если бы еще Россию натравить на весь Ближний и Средний Восток, и за эти блага пускай она там занимается чем хочет со своей Украиной, со своей Белоруссией, потому что, в общем, для остального мира это не имеет никакого приципиального значения. Мне представляется, что это основное направление его мыслей. Посмотрим, что из этого выйдет. Может быть, и для нас это было бы не очень плохо, хотя лучше бы вообще ни во что не соваться.
Любое государство должно иметь компромат на всех лидеров остальных государств на всякий случай
— «Как вам как литератору современные сокращения?» Я в экстазе: МБОУ, СОШ, ГБУЗ, НОУ и так далее. Причем люди, которые их втыкают, интересно, они думают, что читатели должны это знать или, в общем, им глубоко наплевать, им самим неинтересно, они думают, что и остальным будет неинтересно?
Так, это про книгу «Бомж»: «Что было исходным материалом?» То же, что и для всех. Видишь иногда бомжей и думаешь: как люди пришли к такой жизни?
— «Нужно ли вводить в России День патриотизма? Вообще, для чего он нужен и что это будет?» Я не думаю. Потому что, если это будет День патриотизма, остальные будут не дни патриотизма. У нас, знаете, и так сейчас напирают на патриотизм, что праздников уже хватит, уже надо делом, может быть, как-то заниматься.
Что касается комментариев, это да: «Если бы послушали предвыборные дебаты Трампа и почитали его сумасшедшие твиты, то вы бы думали иначе НРЗБ самовлюбленным. С уважением Валерий». Уважаемый Валерий, я, правда простите, в компьютере слушал его дебаты, я читал его твиты. Я нахожу, что он говорит то, что думает большинство людей со здравым смыслом. Потому что, простите великодушно, что касается политкорректности, «строить не стены, а мосты» — это же все бредятина, это пустые фразы.
— «Где граница между демократией и охлократией?» Вы знаете, я думаю, традиционно, что демократия – это когда первое: люди знают конкретно, за кого они голосуют, и второе: люди, которые голосуют, отвечают своим кошельком, своим домом, своей судьбой за то, что они делают. Они это государство содержат, из их взносов и налогов оно существует. Это они сражаются в войске, они дают деньги на «стены» и так далее. А когда голосовать начинают бездельники и социальщики, то это мгновенно получается охлократия.
Всегда можно поторговаться с Западом, хотя бы на уровне намеков, на уровне неофициальных телефонных звонков
— «Путин сказал, что Россию ждет счастливое будущее. Как вы думаете? И появилось сообщение, что к 50-му году Россия будет на 6-м месте в мире по объему промышленного производства». В этих случаях я цитирую Эрика Кестнера: «Оптимизм – наш долг, — сказал государственный канцлер». По-моему, это как раз тот самый случай красивой фразы, которая оно бы хорошо… з’їсть то він з’їсть, та хто йому дасть.
— «Нотариус Микадзе, -я просто не успеваю озвучить… — у него были акции «Газпрома», и вот ему сказали: «Приезжайте, вам за них дадут 81 копейку – за ваш ваучер, который вы вложили». Что бы вы сделали?» Я бы это письмо и копейки послал Чубайсу в подарок и напечатал бы где-то, какой подарок я сделал Чубайсу.
Вот на этом у нас сегодня всё. Я желаю вам всем получать все-таки человеческие подарки от жизни и от близких. Всего самого доброго, до свидания!
Оставьте первый коментарий