– Михаил Иосифович, отмечали ли вы юбилей?
– Я давно стал суеверным. Тихо сидел дома, никуда не выходя, со своей семьей, тихо выпивая с утра, отвечая на телефонные звонки и поздравляя себя с тем, что дожил до этакого возраста.
– Разве это возраст?
– В целом – прекрасное время, потому что, как сказал когда-то один настоящий мужчина, в этом возрасте можно уже и умирать, а можно еще и жить дальше.
– Да еще с вашей энергией…
– Стараюсь, как умею, но… с подростковых лет мне в память запала фраза: «Будучи человеком военным, д’Артаньян полагал, что одновременно можно делать хорошо только одно дело». Так вот и я стараюсь не отвлекаться ни на зарабатывание денег, ни на устройство роскошного быта, ну а телевидение и радио не отнимают много сил. Не стоит забывать и о том, что если писать каждый день лишь одну страницу, то в год получится 365.
– А как относитесь к славе?
– Тиражами доволен. Я же русский некоммерческий, так что большое спасибо – тиражи больше, чем у моих коллег. Обычно нахожусь внизу топ-десятки либо топ-дюжины. Слава… Вот товарищ Сталин как-то вставлял фитиля своему сыну Василию, который хулиганил и пьянил, говоря патрулям: «Я Сталин». Так папа ему и говорит: «Ты думаешь, ты – Сталин? Ты не Сталин, и я тоже не Сталин». Показал на портрет и сказал: «Он – Сталин». Если человек нормальный, если от славы у него крышу не снесло, то он существует отдельно от своей славы.
– В вашей последней книге «Перпендикуляр» вы пишете о политкорректности, о дегенерации человечества, о дегероизации сегодняшней жизни…
– Я абсолютно не политкорректен. И не люблю политкорректность. Но каждый век имеет свою форму мракобесия, когда черное называют белым, а белое – черным. Мракобесие XXI века называется политкорректностью. Что касается дегероизации – да, сегодня Россия менее боеспособна, чем США, но, вероятно, более боеспособна, чем Франция или Китай.
– А почему ваши герои всегда нереальны?
— Потому что все они родились изнутри, из всяких мыслей и наблюдений, за исключением «Легенд Невского проспекта», где за каждым героем стоит все же реальный прототип.
– Раньше говорили, что вы антисоветчик, враг коммунистов, теперь – антироссиянин?
– Я для себя давно сформулировал, что порядочный человек всегда на одной стороне – на стороне справедливости, а генеральная линия любой политической партии всегда колеблется. Коммунисты были могучей организующей силой во время Великой Отечественной войны. Коммунисты же были узурпаторами и убийцами в конце 1917 года, когда незаконно захватили власть. Они жесточайшим террором подавляли любое сопротивление. Они же совершенно обуржуазились в конце брежневской эпохи. Сегодня коммунисты – единственная реальная оппозиция, имеющая представительство в парламенте и смеющая публично высказывать свое недовольство существующей властью. Да, КПСС должна быть судима за многие преступления, совершенные в советскую эпоху, а нынешняя КПРФ находится на стороне большинства народа, живущего несправедливо бедно.
– Русский язык исчезает? Тот самый – могучий, свободный, великий, словом?..
– Гламурный язык и язык эсэмэсок – это групповое арго, и это еще не язык. Мат – табуированная лексика, и это тоже не язык.
– А кого вы посоветуете читать сегодняшней молодежи?
– Затрудняюсь сказать…мои вкусы и потребности молодежи – разные. Если они читают Мураками, Коэльо или Минаева – пусть себе читают. Сам я читаю историческую литературу, философскую, справочную. Всегда читал Виктора Суворова, Фредерика Форсайта, Диккенса, Лондона, Хемингуэя…
Оставьте первый коментарий